ИЗНОСОСТОЙКИЕ МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ И СРОКА СЛУЖБЫ ДЕТАЛЕЙ МАШИН.
Различными отраслями промышленности и сельского
хозяйства ежегодно расходуется сотни тысяч тонн металла на
изготовление запасных частей и замену ими быстроизнашивающихся
деталей: различного рода штампов, рабочих органов дробильных
механизмов, деталей землеройных машин, валков прокатных станов,
почвообрабатывающих машин и других деталей. При этом затрачивается
большое количество труда, увеличиваются простои агрегатов
для замены изношенных деталей, снижается производительность
машин и аппаратов. Поэтому повышение износостойкости и срока
службы машин весьма важная задача науки и производства особенно
в современных условиях, когда оборудование всех предприятий
существенно изношено, а перспективы его замены в ближайшее
время нет в связи с общим падением производства и отсутствием
средств для оплаты заказов на изготовление или покупку новых
машин и механизмов.
Повышение износостойкости и срока службы машин может быть
достигнуто одним из следующих методов: рациональным конструированием,
соответствующим выбором материала, термической или химико-термической
обработкой, и износостойкой наплавкой.
Конструктор обычно пользуется соображениями наилучших способов
обеспечения функциональных возможностей машины, выбирая материал
детали и её размеры в соответствии с расчетом на прочность,
её дизайном и не всегда принимает в расчёт особенности изнашивания
и характеристики способности материала к сопротивлению изнашиванию,
что обусловливает возможное увеличение срока службы быстро изнашиваемых
деталей за счёт их рационального конструирования.
Износостойких материалов разработано много. Главные требования,
которые закладывались их разработчиками, сводились к тому,
чтобы обеспечить получение металла наибольшей твёрдости. При
этом в состав сплава вводились легирующие элементы в большом
количестве. Общее содержание легирующих элементов в сплаве
достигало до 60%. Естественно, что далеко не во всех случаях
использовались большие потенциальные возможности, заложенные
в сплав таким легированием.